Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 04:09

Сайт учителя начальных классов Еремеевой Любови Николаевны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мои публикации

Главная » Статьи » Мои статьи

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Четвёртый год начальная школа обучается по новым образовательным стандартам начального общего образования. Сейчас перед нами встала актуальная задача обеспечения качества образования на первой ступени обучения. В целях реализации концепции модернизации российского образования главной перспективой развития является обеспечение качества образовательного процесса. Вопрос качества образования – это не только успеваемость, а способность ученика к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия. С 2011-2012 учебного года начальная школа активно участвует в системе внешней независимой оценки качества образования. Данные диагностические работы позволяют своевременно выявлять уровень освоения учащимися контролируемых элементов содержания образования по различным предметам, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Достижения наших учащихся по различным предметам можно проследить по результатам ЭМУ. Значительно увеличилась доля участия младших школьников в Международных конкурсах «Медвежонок», «Кенгуру»

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценок, ориентированная на оценку качества образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. В образовательной системе XXI в.отчётливо прослеживается ориентация на личность как субъект деятельности, на развитие способности обучаемого к преобразованиями самореализации. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте делается акцент на становление личностных характеристик выпускника основной школы, предлагается его потенциальный портрет. Вне всякого сомнения, решающую роль в определении роста личности учащегося во многом играет уровень его общей культуры. Известно, что культура, выступая как всеобщее явление, воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его личностное становление в процессе воспитания, образования и  развития. Учитывая общепринятые определения понятия «культура» как совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством на протяжении своей истории, а также деятельностный подход к трактовке этого понятия, обратимся к дефиниции Ю.В. Рождественского, который утверждал, что культура личности одновременно служит источником личных достижений, а также источником создания культуры коллектива и культуры общества. Именно это уточнение  важно для нас в характеристике  личностного роста школьника.  Результаты личностного роста  должны отражать следующие (основные) направления программ образовательной системы:

– воспитание гражданской идентичности и чувства ответственности и долга перед Родиной;

–формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

–формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

–формирование чувства толерантности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

–развитие морального сознания и нравственного поведения, формирование коммуникативной компетентности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (добавим: в том числе и к речевым поступкам) в общении с разными людьми;

– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, основ экологической культуры;

– развитие эстетического сознания

Оценивать личностный рост обучаемого крайне сложно в силу неразработанности и неоднозначности этого вопроса, и в рамках одной статьи невозможно подробно рассмотреть эту проблему по всем выше обозначенным линиям, поэтому остановимся лишь на некоторых подходах, касающихся коммуникативно -нравственного развития школьника. Нет необходимости доказывать, что именно этот аспект главным образом определяет уровень общей культуры личности: «знание наук и незнание добра, острый ум и глухое  сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие»

Крайне важным фактором в оценивании личностного результата является самооценка и самоанализ обучаемым собственных действий и поступков (в том числе и речевых). Так, если ученик способен критически относиться к своему поведению, это  свидетельствует о довольно высоком  уровне его личностного роста. Если школьник, задумывается над вопросами «Всегда ли я прав?», «Когда в моем присутствии обижают человека, я…», «Моей самой большой ошибкой было…», «Я отношу себя к тем, кто никогда не…» и т.п. или способен написать эссе на тему «Пожелание самому себе», можно с большой долей уверенности утверждать, что он готов совершенствоваться и реализовывать свои намерения в реальных делах.

Таким образом, развитие сознания  и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного  выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения ,осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, коммуникативной компетентности в  общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности  станет более успешным, если будет разработана специальная система оценивания результатов личностного роста обучаемого, позволяющая деликатно корректировать траекторию его личностного развития. В данной статье предпринята попытка обозначить возможные пути решения этой проблемы.

Категория: Мои статьи | Добавил: Goldoreva (09.11.2014) | Автор: Еремеева Любовь Николаевна E W
Просмотров: 1044 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024