Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. На первый план постепенно выходят такие понятия, как становление личности, понимание себя, обретение жизненного смысла и счастливое восприятие мира. Младший школьный возраст- это период позитивных изменений и преобразований, поэтому на данном этапе очень важен уровень достижений, к которому приходит каждый ребёнок. Если он не почувствует радость познания, не научится дружить , не обретёт уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Безусловно, необходимо помнить о роли семьи в воспитании счастливого ребёнка.
Значимость семейного воспитания признавалась и признаётся во всех культурах и во все времена. Первоначально под воспитанием понималось «вскармливание» . Не случайно наши далёкие предки по поводу ценностей, говорили, что они «впитываются с молоком матери». И действительно, личность рождается в семье. Ценности семейной жизни, взаимоотношения в семье, усваиваемые ребёнком, проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Ни для кого не секрет, что наши ученики, которые уже завтра будут самостоятельными членами общества ,и от чьей этической образованности будет зависеть и нравственный уровень всей нации. Чувство патриотизма- одно из базовых национальных ценностей- многогранно по своему содержанию .Оно включает в себя любовь к родным местам, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, гордость за свой народ, и преданность своему Отечеству. В школьном возрасте ребёнок наиболее восприимчив .Ведь известно, что пережитое и увиденное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. . Поэтому чувство любви к Родине следует пробуждать с детства, тогда яркие, незабываемые впечатления останутся в детской памяти на всю жизнь.
Знакомство с историческим прошлым России- значимое направление в работе по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования в курсе «Мир вокруг нас» я даю сведения о государственных праздниках, Конституции Российской Федерации, правах ребёнка, государственных символах России: флаге, гербе, гимне.
В решении задачи патриотического воспитания большое значение имеет потенциал исторического музея. Многие годы в качестве классного руководителя я тесно сотрудничаю с хранительницей музея Бутаковой Мариной Александровной. Посещение музея способствует системному восприятию культурного наследия нашего посёлка.
Сам музей представляет собой русскую избу. Экскурсовод знакомит с внутренним убранством: красным уголком с иконами,печью,главным оберегом семьи, которая кормила, спасала от холода, избавляла от хвори;
Дети знакомятся с историей костюмов, которые носили наши прадедушки и прабабушки, с предметами народного быта: лаптями, самоваром, чугунами, коромыслами, прялками, утюгами, сохраняющими тепло благодаря раскалённым уголькам, веретеном, глиняной посудой. Прикасаясь к старинным вещам, дети чувствуют свою сопричастность к истории нашего посёлка.
Большим столом с деревянными лавками, за которым собиралась вся семья; люлькой , в которой качали детей; домашней утварью, домоткаными половиками, скатертями и полотенцами, вышитыми долгими зимними вечерами.
Дети моего 3 «А» класса гордятся тем, что живут в посёлке с таким интересным названием «Вишневогорск», который имеет удивительную историю.
Богатая историко-культурная среда, создаваемая музеем ,хранит материальное и духовное наследие прошлых лет нашего посёлка и оказывает большое влияние на духовно- нравственное воспитание детей.
Стало доброй традицией , накануне праздника Дня Победы, приходить к обелиску павших героев. Чтить память минутой молчания.
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Очень много нужно еще сделать мне, как классному руководителю, чтобы создавать условия , для формирования в детях нравственных чувств, вести их к подлинной духовности. Буду искать! Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы видели во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей .
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта, во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их настоящими людьми, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. |